С 1 октября ставки утилизационного сбора на новые импортные автомобили — легковые, грузовые и коммерческие — повышены на 70-85%. Это — очень много. По словам экспертов, проблемы может создать не столько сама мера, сколько заложенные в ней параметры. Основных долгосрочных риска, собственно, два: во-первых,для россиян резко снизится доступность продукции «дружественного» китайского автопрома, во-вторых, инфляцию, с которой монетарные власти давно борются, будет подхлестывать дополнительный мощный фактор.
Фото: Геннадий Черкасов
С 1 октября размер сбора на новые иномарки с моторами рабочим объемом 1-2 литра вырастет с 300,6 тысяч до 556 тысяч рублей; с двигателями объемом от двух и от трех литров — до 1,6-2,3 млн рублей, то есть, сразу в полтора раза, в зависимости от точного объема в кубических сантиметрах. Утильсбор будет ежегодно повышаться вплоть до 2030 года. Например, через шесть лет тариф станет фактически заградительным для самого массового сегмента рынка, машин с моторами 1-2 литра. При ввозе иномарки в страну придется заплатить 1,12 млн рублей, в дополнение к прочим таможенным платежам.
Напомним, что впервые утильсбор был введен в 2009 году — в качестве инструмента защиты отечественных автопроизводителей от ввоза подержанных иномарок. Время от времени он пересматривался, но час Х для рынка настал в августе 2023-го, когда российские автозаводы пролоббировали кратное повышение «утиля» за счет ежегодной индексации, посетовав на безудержную экспансию китайских автокомпаний в РФ. Сегодня в их заявлении говорится, что мера «станет весомым стимулом для иностранных брендов инвестировать в производственные проекты на территории нашей страны, локализовывать своих поставщиков…» Между тем, как показывает жизнь, иностранный (читай — китайский) бизнес не заинтересован в локализации, скорее, он склонен просто повышать цены на свою продукцию для россиян.
«Повышение утилизационного сбора для импортных авто подхлестнет интерес потребителей к новым отечественным машинам и к иномаркам «с рук», которые уже не нужно ввозить в страну, — считает главный аналитик Neomarkets Олег Калманович. — Одновременно он вдохновит челноков и перекупщиков. Высокий сбор чреват ростом цен на иномарки — это риск номер один. В то же время отсутствие альтернативы в виде доступных новых машин позволит российским производителям также повысить цены».
По словам руководителя департамента поддержки клиентов и продаж «Альфа-Форекс» Александра Шнейдермана, эффект от повышенного сбора будет распространяться не только на частных автовладельцев. Компании, которые покупают машины для производственных нужд, столкнутся с единовременным поднятием цен и ростом себестоимости продукции. Значение этого фактора усилится с учетом дорожающего на заправках автотоплива.
«Кроме того, — продолжает эксперт, — в среднем на 10-20% подорожают логистические услуги, на 10-30% (в зависимости от износа оборудования) увеличатся издержки для аграриев. Может возникнуть кратковременный дефицит спецтехники для бизнеса и городских хозяйств, который будут пытаться закрывать продукцией отечественных предприятий или дружественных стран, в частности, Беларуси».
Еще одно возможное последствие: россияне утратят интерес к автокредитам, которые в последние год-два были одним из драйверов экономики. Помня о переломной дате 1 октября 2024-го, люди заранее максимально активно кредитовались и покупали машины, рассуждает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. Ну а сейчас, в условиях неминуемого подорожания автомобилей — и импортных, и российских — потребительский спрос наверняка упадет. Это станет дополнительным фактором торможения экономики. Понятно, что у правительства свои задачи: прежде всего, оно хочет увеличить доходы бюджета примерно на 400 млрд рублей в год и дать толчок развитию национального автопрома, заставив иностранцев локализовать производство в РФ. Понятно, что китайцы пострадают вместе со всеми: им тоже придется платить утильсбор по новым ставкам и, соответственно, — повышать цены. Ну а отечественный автопарк будет стареть и существовать в основном за счет вторичного рынка.
«Повышение утильсбора на такой важнейший потребительский товар, как автомобили, ускорит инфляцию. Это наиболее очевидный макроэкономический эффект, — уверен главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. — Ведь подорожают все товары и услуги, связанные с транспортом, с перевозками (такси, каршеринг), с деятельностью малого бизнеса в этой сфере. У инфляции и так давняя и устойчивая тенденция к росту, а мы создаем дополнительный проинфляционный фактор, к тому же очень мощный. И совсем плохо то, что ставки утильсбора выросли на 70-85%: столь радикальный шаг служит дурным примером для остальных производителей — в промышленности, в сельском хозяйстве. Возникает соблазн повысить цену на любой товар сразу на десятки процентов, а не растягивать процесс во времени».