Судя по субботним новостям, с нами что-то не так. Точнее, с некоторыми из нас. Мы имеем в виду наших сограждан, которые вчера отчубучили чёрт-те что, в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.
Напоминать, думается, нет смысла, вы наверняка сами всё слышали и видели, так как соцсети и СМИ на первых полосах в подробностях рассказали о том, как вполне добропорядочные москвичи и питерцы, среди которых немало пожилых людей, пошли и совершили серьезные правонарушения якобы по заданию телефонных жуликов.
*Словом «сломала» мы заменили другое, не меняя смысла сообщения (скриншот телеграмм-канала SHOT)
Мы говорим «якобы» потому что читая о том, как кто-то взял и отнёс последние деньги неизвестно кому, да ещё и кредит прихватил попутно, и тоже отнёс, а кто-то ещё и чужое имущество повредил, не то что с трудом поверить, мы никак не можем понять, как такое можно сделать по просьбе абсолютно посторонних людей, которых ты и в глаза не видел.
Буквально на днях 83-летняя жительница Москвы перевела неизвестным людям 165 миллионов рублей. Причём не спонтанно и не одним переводом. Это ещё можно было как-то списать на то, что бывает такое кратковременное состояние стресса или чего-нибудь ещё, когда делаешь глупости.
Нет. Она часть денег отправила переводом, а ещё в период с 3 по 13 декабря четырежды встречалась и передавала «сотруднику банка» деньги во дворе своего собственного дома.
Ладно мы, нам ещё до таких лет дожить надо. Но у нас тоже были бабушки и дедушки, есть мамы и папы, дядьки и тётки, соседи и просто знакомые в преклонных летах.
Мы с ними общаемся, и можем делать объективные выводы, что очень-очень далеко не каждый человек способен отдать деньги, если они вдруг лишние, не своим близким, или, в крайнем случае, куда-нибудь в церковь или на благотворительность, а просто первому встречному-поперечному.
Пожилые женщины (иллюстрация из открытых источников)
Но больше всего поражает не то, что люди отдают кому-то деньги, это их личное дело. Не поддаётся разумению, что люди по просьбе посторонних идут на правонарушения в виде порчи чужого имущества.
Разве они не понимают, что последствия за такие деяния обязательно последуют? На наш взгляд, прекрасно понимают. Женщина, которая пришла к банкоматам на все сто процентов понимала, и находилась в здравом уме и твёрдой памяти.
Сами посудите, опрятная аккуратная, ещё далеко не в преклонных летах женщина, которая не забывает даже делать маникюр – это видно при увеличении кадра видео, действует вполне осознанно и последовательно. Не на эмоциях, а спокойно. Как это понимать?
Нам «эксперты» рассказывают, что после 60-ти лет зачастую люди становятся более доверчивыми. Пенсионеры, якобы любимые клиенты «магазинов на диване», которые торгуют разными ненужными товарами.
Но мы считаем, что такие объяснения от лукавого. Дело тут совсем не в доверчивости, а скорее – в одиночестве и отсутствии впечатлений, которые старики компенсирую покупкой «ненужных товаров». Это другое.
Старушки смотрят телевизор (иллюстрация из открытых источников)
Что касается поступков, связанных с нарушением правопорядка, можно предположить, что здесь играет фактор определённой хитрости, если можно так мягко его назвать. Суть этого фактора – я человек пожилой, а значит мне всё можно, меня не накажут, на возраст спишут.
Думать так заставляет поведение некоторых окружающих нас людей. Например, в нашем дворе есть дедушка, которого дедушкой сложно назвать, хотя ему под 80 лет, он крепкий, высокий, водит машину.
Машина у него ещё советских времён, про которые говорят «такую не жалко». Так вот у него есть «фишка» – он паркует её во дворе, где как все знают, каждый уголок парковочного места на вес золота, очень близко к другим машинам – так, что бывает, его«соседу» не удаётся даже протиснуться к водительской двери, а тем более её открыть.
И сколько бы его не просили, сколько не увещевали так не делать, уважать других, ведь он здесь не один, он переругался со всеми с кем можно и с упорством это делает. Причём делает демонстративно и если выдаётся случай, глядя в глаза оппоненту, парирует упрёки – «а что ты мне сделаешь, я старый, мне можно».
Иллюстрация из открытых источников
И это у него работает. Все понимают, что человек в возрасте, а он понимает, что ему действительно ничего не будет, ему «можно». Вот такая хитрость.
Зачем он это делает? Самоутверждаются? Тешит самолюбие, не хватает адреналина, или просто ему нравится безнаказанно делать то, что делать не принято, ведь другого давно уже привели бы к порядку?
И вот когда мы видим очередные правонарушения с участием пожилых людей, которые потом вроде как каются в полиции – «ой, меня обманули, ой, мы такие доверчивые», вспоминается тот дедушка с машиной, и почему-то возникают сомнения, что причиной недостойного поведения становится «доверчивость» о которой все говорят.
На наш взгляд, здесь играют роль некие не самые хорошие черты характера, которые либо были незаметны, либо скрывались, когда человек был моложе, был вовлечён в социум, находился в обществе, где есть определённые рамки поведения, а с возрастом они выходят на первый план, потому что стало «всё можно». Или всё-таки дело в доверчивости?